«Я-Бизнес-Команда»
Про личные границы на работе
Меня зовут Анастасия, я основатель проекта «Psy v IT» и практикующий психолог.

Много говорю о том, что такое границы, зачем они нужны и нужно ли в индустрии ИТ поднимать эту тему. Решила рассказать подробней об этом и уделить внимание тому, что обсуждаем на курсе PSYvIT для управленцев — "Я-бизнес-команда"
Что такое границы?
Границы – безоговорочное право быть собой, проживать свои чувства, хотеть чего-то или нет. И транслировать это другим, дабы защищать свои интересы, рассказывать о своих желаниях и потребностях.
Границы есть у каждого — они есть у вас. И есть у другого. А это значит, что другой тоже чувствует то, что чувствует. И тоже имеет право транслировать это.
В гештальт-терапии есть чудесная "молитва" Фрица Перлза:

«Я – это Я, а ты – это ТЫ.
Я делаю свое дело, а ты – свое.
Я живу в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим.
И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь».


Именно она наилучшим образом отражает, что такое границы.
Какие бывают границы?
Мы можем отстраивать жесткие границы — становиться дистантным по отношению к другому. Не интересоваться чувствами и интересами другого. Например, коллега говорит о том, что кодревью написано некорректно. Человек с жесткими границами в ответ на это может остаться холоден и безучастен.

Мягкие границы наоборот уводят нас в слияние. Мнения и чувства другого человека становятся как будто бы "нашими". Например, руководитель говорит, что нужно оставаться на работе, пока команда работает. Человек с мягкими границами примет эту позицию безоговорочно. Не спросив себя, как ему это.

Гибкие границы подразумевают собой, что мы можем прислушаться к коллеге. Выслушать и спросить себя, подходит ли нам это. Транслировать начальнику, что не готовы к переработке, если есть свои интересы.
Здесь со стороны компаний часто возникают контраргументы:
а кто работать будет, если у всех свои интересы и границы?
а как команда, если руководитель начнет уходить домой, а они будут оставаться?
В любых отношениях сложно соблюдать границы – и свои, и другого. Особенно сложно в семье: близкие знают наши болевые точки и, увы, порой специально давят на них. Но не менее сложно соблюдать границы на работе. Здесь много страхов: можно прослыть неприятным человеком, отказав коллеге в помощи, или быть уволенным за неосторожное высказывание. Рабочие отношения нагромождают дополнительные вопросы к себе, потому что путаются наши обязанности перед компанией и перед самими собой.
Концепция "Я-бизнес-команда" подразумевает: первое, за что отвечает каждый из нас, — мы сами. В первую очередь спрашивать себя: "как мне то место, где работаю?", "задачи, которые делаю?", "как мне коллектив, с которым взаимодействую?"
Предположу, что вы сейчас подумали, "ну и кто будет работать, если сотрудник будет себе такие вопросы задавать?" И что делать, если на все вопросы сам себе отвечаешь: "Нет. Не нравится"?
Отстраивать границы. Где-то учиться говорить коллегам и руководителю свое "нет". А где-то самим себе "да"
Второе, за что мы отвечаем, когда работаем, — бизнес. Мы приходим в компанию для того, чтобы помогать ей зарабатывать больше. А это происходит только, когда бизнес растет. Здесь может возникать недовольство, что порой задачи, которые ставит бизнес, — не нравятся, неинтересны, непонятны. Возвращаемся на этом пункте на шаг назад. Вспоминая, что первоочередно отвечаем за себя. А далее идем к бизнесу — второе, за что мы отвечаем, это бизнес. Да, не все задачи нам интересны, но если мы помним, зачем пришли в ту или иную компанию, это может быть опорой. Если мы понимаем, зачем пришли в компанию, то принять эту ситуацию такой, какая она есть, нам проще.

Третья зона ответственности — команда. За команду, как за часть бизнеса, вы отвечаете в последнюю очередь. И именно как за часть бизнеса. Это значит, что в дружбе с сотрудниками тоже важна граница. Это значит, что дружба с сотрудниками ради того, чтобы в их глазах быть хорошим руководителем, влечет за собой нарушение границ. Вы не можете своему другу сказать, что он плохо справляется с обязанностями, например. Или, даёте ему более интересные задачи, чем другим участникам команды, потому что он вам друг. Если вы сотрудник, то вам тоже важно помнить, что ответственность за команду на третьем месте. И тоже как за часть бизнеса.
Помните, что говорят стюардессы — "сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка". Здесь могут быть переживания, что при чрезмерной заботе о себе бизнес начнет терять в рентабельности. Однако сотрудник, который заботится о себе и своих границах, меньше подвержен выгоранию. Менее токсичен. Более лоялен к команде и компании. У него появляется желание быть там, где он есть, а не просто страх или потеря границ, где человек не видит себя без той компании, где работает. Если человек соблюдает границы, его личность не разрушается под воздействием чьего-то напора, и ему не нужно тратить дополнительную энергию на то, чтобы защитить себя. Мы все нуждаемся в чувстве безопасности, когда сотрудник соблюдает границы, он он сам заботится о том, чтобы ему ничто не угрожало.
Что еще важно помнить про границы?
Отстраивать их непросто. Приходится говорить "нет" и становиться неудобным для других человеком. Нам очень часто хочется выглядеть в глазах других хорошими, покладистыми, приятными, дружелюбными. И именно границы в некоторых отношениях приводят к обратному. Однако, когда вы обретаете свои границы, то люди, которые пытаются их нарушить, становятся для вас менее важны. Включается ваше безоговорочное право быть собой. Чувствовать то, что чувствуете, делать то, что вам на пользу. И принимать такое право от другого человека.
Самое главное и важное на все времена - Берегите себя!
31 июля 2020.
Анастасия Калашникова
Основатель проекта «Psy в IT»,
Практикующий психолог,
Бизнес-консультант в IT
Были статья Вам полезна?
Если вам понравилась статья - поделитесь ею.
Возможно, она будет полезна кому-то еще.
Спасибо!

Подпишитесь на наши рассылки, чтобы ничего не упустить
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.