4 техники психолога
для эффективного менеджмента
Существует множество инструментов психологического консультирования, которые успешно применяются в бизнесе. В данной статье будут описаны конкретные управленческие процессы, на примере которых мы рассмотрим возможности и цели применения психологических техник.

Эти методики позволят наладить открытый и прямой диалог с сотрудниками, что является критически важным в решении рабочих вопросов.
Собеседования
Навык активного слушания
Знакомы ли вам ситуации, когда кандидат на собеседовании произвел впечатление, не оправдавшееся после его выхода на работу? Или когда решение сотрудника об увольнении оказывается для вас полной неожиданностью?

Рассмотрим проблематику подобных ситуаций на следующем кейсе:
Тимлид заметил, что кандидаты, которых он приглашает в команду, в работе проявляют себя не так, как ему представлялось после интервью. Он стал анализировать, с чем это может быть связано, и вспомнил, как он обычно проводит интервью:

  • Хочет узнать важные для него моменты, поэтому задает закрытые вопросы, на которые интервьюируемый может ответить только «да» или «нет»;
  • Часто додумывает за кандидата, не уточняя непонятные моменты, чтобы не казаться излишне взыскательным во время интервью;
  • Старается провести интервью в рамках тридцати минут из-за высокой загруженност
  • В ходе проведения интервью отвечает на важные сообщения в чатах.
В указанном кейсе отсутствует техника активного слушания. Она подразумевает внимательность к собеседнику, вовлеченность в его слова, активность в проявлении вербальной и невербальной ответной реакции.

Для студентов психологического факультета важность активного слушания показывают на коммуникативных тренингах. Предлагается упражнение, в котором группа делится на клиентов и консультантов. В первом случае консультант активно слушает клиента, проявляет заинтересованность, реагирует как вербально, так и невербально. А во втором только делает вид, думая при этом о чем-то своем. В обратной связи по этому упражнению почти всегда отмечается, что во втором случае рассказ клиента короче и поверхностнее. Отсутствие заинтересованности чувствуется собеседником и не располагает его к открытому диалогу.
Попробуйте также обратиться к своему опыту, ведь почти каждый был в ситуации, когда ваш друг, коллега или руководитель просматривал что-то в телефоне во время разговора с вами. Возможно вас попросили не прерывать ваш рассказ, убеждая вас в том, что продолжают слушать. Однако попробуйте вспомнить, как вы чувствовали себя при этом?

Безусловно, на качество интервью влияет целый ряд факторов, но активное слушание является одним из базовых. Исходя из этого, каким образом тимлид может использовать навык активного слушания, чтобы избежать ситуаций из вышеописанного кейса?

Чтобы проводить более качественные интервью, тимлид может давать кандидату достаточное количество времени для рассказа, задавать открытые вопросы, реагировать на слова собеседника и полностью уделять свое внимание кандидату, отключив на время собеседования входящие уведомления.

Эмпатическое слушание
В активном слушании присутствует такой компонент, как реакция на слова собеседника. Она может быть вербальной, включая междометия: «хорошо», «ага», «увы». И невербальной: мимическая реакция, жестикуляция. Нередко подобные реакции подразумевают эмоциональный отклик. В этом случае, активное слушание переходит в эмпатическое.

Эмпатия – это умение распознавать эмоциональные состояния собеседника, а также понимать свои собственные эмоции и называть их. Для психологов это незаменимая профессиональная компетенция, поскольку от уровня эмпатии напрямую зависит эффективность работы с клиентами.


Как применять технику эмпатического слушания?
Первый способ:
Поставить себя на место другого человека. Для этого нужно ответить себе на вопрос: как бы я себя чувствовал в подобной ситуации?
Второй способ:
Предположить, какие эмоции испытывает собеседник, обращая внимание на его жесты, мимику, позу. Для тренировки данного навыка можно также понаблюдать за самим собой, анализируя, как меняется походка, выражение лица или интонация в зависимости от настроения. Здесь важно упомянуть, что, основываясь на внешних аспектах, мы не можем на стопроцентов утверждать, что именно переживает другой человек. Предполагайте, чтобы проявить внимательность и чуткость, спрашивайте о переживаниях, но не делайте поспешных субъективных выводов о том, какие эмоции сейчас испытывает ваш собеседник.

Кейс:
Тимлид заметил, что новый сотрудник не справляется со своими задачами и не приходит к нему рассказать о сложностях в работе.

Он почувствовал раздражение на то, что новичок не пришел к нему сразу, как только задача вызвала затруднение. Однако вспомнил, что знакомился с ним в спешке и ничего не рассказал про их взаимодействие. Поприветствовал и добавил в рабочий чат.

Осознание этого позволило тимлиду поставить себя на место этого сотрудника, проявить эмпатию. Он назначил 1:1 встречу, где поделился своими ожиданиями и расспросил сотрудника о его сложностях в работе. Во время разговора, тимлид обращал внимание на эмоции сотрудника, а также поделился своими чувствами. Это позволило найти причину проблемы и выстроить модель более продуктивного сотрудничества.
Фокусирование
Как часто вы бываете на встречах, где обсуждается много важных тем, однако по итогу никаких конкретных решений не принимается?

Действительно, прийти к широкому освещению проблематики, видению нескольких плоскостей ситуации можно довольно быстро. Но чтобы принять конкретное решение, критически важно сфокусироваться на чем-то одном. И только проработав одну проблему, можно переходить к следующей.
В этом ключе можно также отметить пересечения в ведении бизнес-коммуникаций и работой психолога-консультанта. Психолог на встрече может спросить, о чем вы хотите поговорить сегодня или напомнить темы прошлой встречи. При этом клиенту предлагается выбрать самую важную для него тему. Более того, в процессе консультирования, одной из задач психолога является постоянное возвращение внимания клиента к заданной теме.

В рабочих ситуациях тематика встреч часто определена заранее. Важно ее объявить, внести в адженду и сформулировать цель этой встречи. Это первый шаг техники фокусирования. Вторым будет являться необходимость придерживаться цели встречи и регулировать обсуждение, которое может уходить от первоначально заданной темы.


Кейс:
Тимлид знал по опыту, что сотрудник часто приходит на встречу без подготовленного запроса, поэтому встречи проходят без результата и плана действий. Он разработал план таких встреч: определение начальной точки развития, текущие знания и умения, определение навыков и компетенций, к которым стремится сотрудник.

На встрече тимлид фокусировал сотрудника на заполнении этих блоков. Встреча прошла продуктивно.
Обратная связь
Важно уточнить, что обратная связь не является критикой или оценкой. Это инструмент, позволяющий в адекватной форме выразить стороннюю реакцию или мнение о работе, словах или действиях другого человека. Цель данной техники: расширение опыта консультируемого через его информирование о возможных вариантах стороннего восприятия той или иной деятельности.

Многим известна модель сбалансированной обратной связи, построенная по принципу бутерброда: «похвала - зоны роста – похвала». Достаточно часто люди просят пропустить похвалу и сразу перейти к зонам роста, отмечая, что похвала воспринимается неискренной или есть сложности в том, чтобы её принять. Значимость зон роста при этом не подвергается сомнению.

Не стоит следовать данным просьбам. Даже в экологичной подаче разговор, касающийся зон роста, может восприниматься болезненно и уводить собеседника в неприятные эмоциональные переживания. В результате, техника обратной связи не приведет к развитию, поскольку сотрудник окажется демотивирован.
Положительная обратная связь должна быть конкретизирована. Это во многом облегчает её усвоение и смягчает восприятие отмеченных зон роста.
Описанные коммуникативные техники, используемые в психологическом консультировании, просты в освоении и при этом крайне эффективны. Их можно использовать не только в ситуациях, описанных в данной статье, но и в любом другом случае, требующем выстраивания продуктивной бизнес-коммуникации.
Дополнительно:

1. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ | Гоулман Дэниел
2. Первые 90 дней. Стратегии успеха для новых лидеров всех уровней |Майкл Уоткинс
3. Онлайн-митап PSYvIT «Роль психологии в управлении»

В рамках проекта PSYvIT мы проводим собеседования в формате глубинного интервью. Услуга будет полезна как для бизнеса, так и для конкретного сотрудника, который хочет узнать свой уровень развития soft skills и зоны риска. А после интервью вы получите рекомендации от наших экспертов - IT HR с психологическим образованием.
11 апреля 2022г.
Автор материала:
Венера Мещерова
Дипломированный психолог, карьерный консультант, HR BP в IT компании.
Редактор статьи:
Лилия Казьмина
Куратор курсов «PSYvIT»,
автор и редактор статей и канала «PSYvIT»
Были статья Вам полезна?
Еще больше полезных статей
вы сможете найти в нашем telegram-канале PSYvIT!
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы ничего не упустить
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.